Краткий экскурс в мир художественной ковки

С давних времен художественная ковка металла занимает свою почетную нишу в разнообразии ремесел Руси. Благодаря кузнецам, русская армия славилась крепкими щитами и острыми мечами. Чего уж тут говорить – до сих пор самая востребованная русская фамилия «Кузнецов»!

Появилось на Руси кузнечное дело еще в VI-IV веках до нашей эры. Особого расцвета производство кованых изделий достигло в XVI-XVIII вв. н.э. При Иване Грозном ковались мощные пушки, своего расцвета достигло военное производство. Впервые была применена штамповка тульским кузнецом Пастуховым, а уже в середине XIX века появились паровые молоты. Кузнечное мастерство разделилось на множество стилей:

Романский стиль, появившийся еще в средневековье. Представляет из себя суровый, но вместе с тем и сказочный сюжет, которым расписывались храмы и крепости городов.

Готический стиль, являющий собой устрашающее величие, которое можно наблюдать в католических соборах. Устремление собора ввысь выражалось гигантскими ажурными башнями, а так же стрельчатыми окнами, сложным орнаментом, изогнутыми статуями.

Ренессанс – при использовании ордерного членения стены арочные галереи, своды, колоннады и купола придавали постройкам ясность и величие, а так же соразмерность человеку.

И многие другие (постмодерн, барокко, ампир и т.д.).

Разнообразные кованые изделия кузнецы со временем стали украшать различными узорами и завитками. За прошедшие столетия, кузнечное мастерство претерпело множество изменение, но художественная ковка становилась все красивей и более отточенной со временем.

В екатерининскую эпоху вновь начали отстраиваться Москва, Нижний Новгород, Казань. Все последующие монархи строили суды, казармы, храмы и дворцы. И все эти сооружения до сих пор живы и радуют глаз россиянина.

В советский период 1930-1960 гг. ковка сильно уступила позиции художественному литью. Многие архитектурно-пространственные композиции из металла украшали официальные государственные и общественные здания. В конце концов, профессия кузнеца стала медленно вымирать, причем происходило это даже в реставрационных кругах.

Но в начале семидесятых годов художественная ковка из металла вызвала неожиданный интерес у скульпторов, т.к. изделия из листового металла оказались дешевле литых. Металлическая основа для таких работ делалась из профильного металла. Примером подобной композиции представляют собой часы Центрального театра кукол, автором которых является скульптор Шаховский. Скульптура создавалась с явным применением старинных мотивов ковки. Вводились целые композиции, разнообразились кованые ограждения лестниц и начинало входить в понятие словосочетание «графическая скульптура». В середине восьмидесятых годов начинаются первые опыты горячей обработки металлов.

Наши дни отмечены бурным всплеском работ художественной ковки. Идет возрождение реставрационных работ, создается много решеток на старинные дома в центре городов.